Витебский фотограф — Карасев Алексей Борисович

Елизавета Персиковая || 2 Ноя 2019 || Интервью
interview-img

На сегодняшний день с помощью фотографии можно не только запечатлеть памятные моменты, но и проявить себя, как художник, показать миру свое творческое видение. Это целое искусство, о котором подробнее нам рассказал Витебский фотограф Карасев Алексей Борисович, преподаватель фотографии в ВитГТК.

Как вы пришли к тому, что хотите заниматься фотографией?

К фотографии я пришел интуитивно, просто решил попробовать. Первая попытка оказалась удачной, поэтому я продолжил. С детства я считал себя творческим человеком: любил рисовать, что-то выдумывать, лепить и так далее. Таким образом, получилось, что фотография – это один из видов искусства, которое я попробовал и которое меня зацепило.

С чего следует начинать человеку, который хочет начать делать качественные снимки? Что ему для этого нужно?

Если говорить о качестве, то он должен знать технологию фотографии, разбираться в аппаратуре, свойствах и технике. Нужно определиться, какого характера снимки ему интересно делать, понять, что он хочет от этого процесса: зарабатывать деньги, искать новые образы, выдумывать что-то новое – это все разные вещи. Коммерческая фотография подразумевает выполнение четких операций, сохраненных в портфолио. Клиент, заказывая у вас съемку, ожидает увидеть точно такие же снимки, только со своим лицом. Если же вас интересует художественная фотография, то это совершенно другое направление. Тут не стоит думать о деньгах, а думать именно о творческой реализации. Регулярно должен присутствовать творческий эксперимент и желание показать что-то новое.

Обязательно ли образование, чтобы стать профессиональным фотографом?

Образование – это систематизированное получение знаний, поэтому, имея образование, вам будет проще и легче добиться успехов. Вы можете заниматься самостоятельно, если вы человек серьезный, и, собрав волю в кулак, уделить время и внимание этому делу. Но я настоятельно рекомендую присматриваться к учреждениям образования, курсам, мастер-классам. Тут тоже важно определиться, какое направление вы хотите изучать, и развиваться именно в нем.

Какие жанры в фотографии предпочитаете именно вы? А какие, наоборот, не очень нравятся?

Случилось так, что пейзаж мной практически не востребован, возможно, потому, что я мало где бываю. В основном потому, что я не путешествую, и даже по стране. Хотел бы, но пока что не добрался до этого. С самых первых кадров я отдавал предпочтение портрету. Мне очень нравилось, когда портрет поддержан предметами, характерными деталями личности. В портретной съемке самое главное – передать характер. Эмоции – тоже важно, но я не сторонник того, чтобы эмоция была слишком интенсивной.

interview-img

У вас есть любимое место для съемки?

Да, это моя фотостудия. Мне здесь легко, удобно, все необходимые условия здесь соблюдены. Казалось бы, это просто обычная комната с минимумом оборудования, но все это может быть широко использовано. Любую съемку здесь можно провести. И меня радует, что в таких условиях и с несложным оборудованием можно делать по-настоящему интересные снимки.

Что вы чувствуете в процессе съемки? После? Часто ли вы удовлетворены своей работой и вам нравится результат?

Это очень нестабильно ощущение. В процессе голова часто вообще отключается, хорошо, что до нее имеются некоторые представления и не забываются во время съемки. Но анализ того, что хочется и что должно получиться, осуществляется еще до самой съемки. Я имею в виду творческую фотосъемку. Если это, например, съемка для каталога одежды, то в таком случае нужен только ум, расчет, анализ и четкое выполнение деятельности. В художественной фотографии это происходит иначе. По поводу нравится или нет… Это очень волнообразно. Некоторые съемки я отдаю моделям только через полтора года. В таком случае, значит, я только теперь дорос и добрался до этой съемки, сделал ее так, как мне нравится и доволен результатом. Не всегда съемка срабатывает сразу, в моем случае. Сама съемка – это только треть этапа получения окончательного результата. Стоит отложить работу после фотосессии минимум на несколько дней, чтобы посмотреть на нее свежим взглядом и уже с новыми эмоциями браться за обработку и подготовку к печати.

Расскажите о своих достижениях в фотографии.

Мои самые большие достижения у меня впереди. А сейчас, мне очень нравится выставочная деятельность: серия работ, совместная выставка разных авторов под какой-то одной темой, или же персональная выставка. Во-первых, работа доходит максимально подготовленной, в такой форме, в какой я хочу ее показать. Я считаю достижением не участие в каких-то конкурсах, это все для тренировки, получения опыта, наработке умений, а на самом деле моральный результат. Что я считаю самым важным — это результат выставочной деятельности: подготовить цельную серию работ, выставить ее в зале, со всеми договориться и увидеть пришедших людей на открытие выставки. Особенно важно видеть заинтересованность людей, это те люди, которым не безразлично твое творчество. Если они пришли, это большая награда и очень сильные эмоции. Поэтому я с огромным удовольствием принимаю участие или проделываю персональные выставки.

interview-img

Нравится ли вам преподавать в колледже? Как вы на это решились?

Меня пригласили, я пришел и с удовольствием этим занимаюсь уже шестой год.

Да, мне все нравится. Совершенно откровенно объясню почему: мне нравится, что учеников много, нет стабильного ощущения, но общее чувство заинтересованности присутствует. С такими ребятами я с удовольствием работаю.

Что, по вашему мнению, лучше: преподавать или быть свободным фотографом?

Мне ничего не мешает совмещать. Конечно, свободного времени совсем немного, но я занимаю фотографию отдельно от преподавания.

А вы любите фотографироваться?

Не очень люблю, но я спокойно к этому отношусь. Если надо, могу попозировать. Никто особо не приглашал на фотосессии, что даже странно.

Что эксклюзивного есть в ваших работах? Что вас отличает от других фотографов?

Что мне самому интересно… Я увлекаюсь различными фотографическими технологиями. Все фотографы делятся на многие группы: кто-то любит ретро и снимает на пленку, кто-то предпочитает исключительно цифровую фотографию, стараются держаться в рамках одной техники. А мне очень интересно пробовать разные технологии съемки и печати. Как оказалось, многие технологии «дружат» друг с другом, и вполне удачно могут быть взаимодополнены. Я стараюсь открывать для себя какие-то новые технологии. Понятно, что они давно открыты, о них можно почитать, но лично для себя я их открываю и испытываю, мне интересно. Иногда получается удачный результат, иногда не очень, в любом случае, сам результат эксперимента меня вдохновляет на дальнейшие открытия.

interview-img

Вы любите свои старые работы? Что вы о них думаете?

Я с уважением отношусь к своим старым работам, но не считаю их какими-то особенными или выдающимися. Я считаю, что они достойны существовать. Они стоят той бумаги, на которых напечатаны, некоторые из них были показаны на выставках, то есть это уже какой-то показатель их уровня. Как минимум, это показатель осознанности их выполнения. Я не стыжусь даже самых первых фотографий. Понятно, что сейчас я не буду так снимать. На тот момент творческие амбиции заставляли делать хорошие работы просто на уровне интуиции. Это немного грустно, что сейчас я знаю больше, а интуиция уже страдает. Сложнее найти что-то достаточно оригинальное, потому что я уже многое видел и многое знаю. В любом случае, знание приемов, правил и условий не значит, что снимок будет идентичен. Это будет осознанное применение определенных техник. Не стоит бояться, что это уже было кем-то сделано.

Предыдущая статья

Елизавета

Следующая статья

Евгения Григорьева